Реконструкция комплекса зданий Строгановского училища в 1890 – 1892 годах (архитектор С.У.Соловьёв)

Статья подготовлена при участии Л. И. Ивановой-Веэн. 
Опубликована: Архитектурное наследство. Вып. 54. М., 2011. С. 238 - 250.



Статья посвящена одному из эпизодов истории комплекса зданий на Рождественке, в настоящее время принадлежащего Московскому Архитектурному институту. Этот ансамбль, претерпел в своём прошлом целый ряд перестроек и реконструкций. Период 1890 - 1918 годов, когда здесь располагалось Строгановское училище технического рисования, занимает в строительной истории комплекса особое место: это была пора наиболее активной архитектурной деятельности на территории домовладения, в ходе которой не только реконструировались прежние здания, но и возводились новые; изменялась также площадь и конфигурация участка. Предметом нашего интереса в данной статье будут самые первые годы «строгановского» периода владения на Рождественке, связанные с именами директора училища Ф.Ф.Львова и академика архитектуры С.У.Соловьёва.
В июле 1890 года было утверждено решение Государственного совета о «приспособлении старых клиник Императорского Московского университета под помещение Строгановского Центрального училища технического рисования с Художественно-промышленным Музеем и Московского отделения Совета Торговли и Мануфактур (подразделения Министерства финансов, в ведении которого находилось училище - И.П.[1]. Участок, переданный училищу и музею, представлял собой часть бывшей усадьбы, принадлежавшей во второй половине XVIII века графам Воронцовым, затем - И.И.Бекетовой, а после приобретения казной в 1809 году использовавшейся для размещения Медико-хирургической академии и Университетских клиник[2]. Усадьба занимала обширную территорию, ограниченную улицами Рождественка, Кузнецкий мост и Неглинная, а также Сандуновским переулком. После того, как владение было оставлено медиками[3], участок был разделён: его часть, обращённая на Неглинную (территория усадебного сада, не имевшая построек), отошла Московской конторе Государственного банка. В распоряжении Строгановского училища, напротив, оказалась часть владения, на которой располагались усадебные здания - главный дом, два симметричных флигеля и хозяйственные постройки.




Перспектива ул. Рождественки в 1880-х гг. Слева - здание клиник Московского  университета

Новые площади, полученные училищем, мало соответствовали учебным задачам. Перед Советом училища встал ряд проблем. В частности считалось, что проводить занятия в бывших лечебных палатах недопустимо с точки зрения гигиены, а поэтому все прежние здания надлежит снести и на расчищенном участке выстроить новые корпуса. Однако ввиду ограниченности наличных средств от этого решения пришлось отказаться и ограничиться перестройкой, тем более что в главном корпусе Университетских клиник не было инфекционных палат. Совет пришёл к мнению, что прежние корпуса являются «совершенно удобными ‹…› для размещения Строгановской рисовальной школы, принадлежащего ей музеума и мастерской», а здания по Сандуновскому переулку - пригодными «для устройства квартир всему служебному персоналу при школе и мастерских»[4]. В итоге, предпочтение было отдано реконструкции, средства на которую должна была доставить продажа части участка, обращённой к Кузнецкому мосту, П.М. и С.М.Третьяковым[5].
Для производства работ по реконструкции была образована Строительная комиссия под председательством Попечителя Строгановского училища Н.А.Найдёнова. В её состав вошли директор училища Ф.Ф.Львов, московский губернский инженер А.А.Мейнгардт, архитектор Императорского Московского университета К.М.Быковский и старший преподаватель училища С.У.Соловьёв - в качестве архитектора-строителя[6]. Следует отметить, что двух последних связывали тесные профессиональные и личные отношения: Соловьёв был учеником Быковского в Училище живописи, ваяния и зодчества и относился к нему с неизменным пиететом вплоть до кончины старшего мастера в 1906 году. Последние десятилетия XIX века обозначили для Быковского вершину его профессиональной биографии[7]. В 1890 - 1892 годах по его проекту строилось здание Московской конторы Государственного банка на Неглинной улице - рядом с владением Строгановского училища. Можно предположить, что именно Константин Михайлович рекомендовал в качестве архитектора реконструкции своего ученика - Сергея Соловьёва.          
Сергей Устинович Соловьёв (1859 - 1912) закончил УЖВЗ, затем продолжил образование в Императорской Академии художеств, был пенсионером Академии заграницей и в 1887 году удостоился звания Академика архитектуры. Расцвет его архитектурного творчества пришёлся на 1900-е годы, работал он и как реставратор памятников старины[8].
Первоначально, возвратившись в Москву в конце 1880-х годов, С.У.Соловьёв был востребован преимущественно как педагог. С 1888 года он преподаёт архитектуру и перспективу в родном УЖВЗ, а в 1889 году назначается старшим преподавателем Строгановского училища (очевидно, по ходатайству директора училища Ф.Ф.Львова) с абсолютно конкретной целью: для постановки новой для этого учебного заведения дисциплины - Истории орнаментальных стилей. Тогда же училищем было подготовлено и выпущено первое учебное пособие по этому предмету на русском языке, для которого С.У.Соловьёв написал приложение - «Краткие сведения об ордерах по системе Виньолы»[9]. 1890-е годы стали началом новой страницы истории Строгановского училища, когда оно из сугубо ремесленного учебного заведения, ориентированного на подготовку кадров для промышленного производства, превратилось в один из центров художественной жизни Российской империи. С.У.Соловьёв стал первым в плеяде преподавателей-архитекторов, пришедших в училище в конце XIX столетия[10].
Задача, стоявшая перед С.У.Соловьёвым, была непростой: требовалось не только приспособить старые постройки для выполнения новой функции, но и создать архитектуру, которая воплощала бы образ современного здания, служащего идее просвещения и распространения искусства. Подчеркнём, что реконструкция комплекса бывших Университетских клиник стала первой самостоятельной работой молодого зодчего, который прежде выступал лишь в качестве помощника К.М.Быковского или как производитель работ[11].
Главный корпус - бывший дом усадьбы Воронцовых[12] - в середине XIX века уже претерпел значительную реконструкцию. В ходе работ, проводившихся в 1843 - 1845 годах, были перепланированы внутренние помещения боковых крыльев (все три этажа заняли палаты для больных, анфиладная система сменилась коридорной), фасады лишились лепного декора, коринфский ордер колонного портика сменился более скромным ионическим[13]. Таким образом, здание сохраняло классицистический облик.


Поэтажные планы здания клиник Московского университета в середине XIX в. ГИМ



Поэтажные планы главного корпуса Строгановского училища после реконструкции 1890 - 1892 гг. Из путеводителя «Спутник зодчего по Москве» (М., 1895)

Реконструкция 1890-х годов затронула главным образом центральную часть корпуса. Наиболее существенным было изменение пространства парадной лестницы. Изначально в доме Воронцовых имелся трёхсветный лестничный холл, перекрытый кессонированным куполом. В 1840-х годах было устроено перекрытие, отделившее самую верхнюю, подкупольную часть, в которой оборудовали дополнительную аудиторию. С.У.Соловьёв упразднил парадную белокаменную лестницу, прослужившую более ста лет, и возвёл перекрытие между первым и вторым этажами, продолжив начатое предшественниками поэтажное членение пространства вестибюля. В результате этого на втором этаже образовалось новое помещение, в котором затем разместилась библиотека училища. Новая парадная лестница с литыми чугунными ступенями была устроена асимметрично с правой стороны, в специальном компартименте, украшенном сюжетными барельефами. Пластическое убранство этого помещения в духе Ренессанса, к счастью, сохранилось до наших дней.   
Второй значимой операцией стала реконструкция бывшего хирургического зала,  двухсветное пространство которого было разделено на два различных по функции помещения: актовый зал на втором этаже (ныне «Красный зал» МАРХИ) и большая учебная аудитория на третьем. Перекрытие помещения площадью 12×18 м при нежелательности устройства дополнительных опор потребовало от архитектора известной изобретательности. Им было спроектировано перекрытие из пересекающихся деревянных балок, оформленное как  кессонированный потолок в стиле итальянского Возрождения. Глубокие кессоны визуально увеличивали высоту зала, а пластическое убранство и насыщенная полихромия потолка сообщали помещению торжественный, парадный облик[14]. Впоследствии актовый зал, будучи объединён с несколькими рисовальными классами в анфиладу, ориентированную параллельно главному фасаду корпуса, использовался также и для выставок ученических работ и экспозиции Художественно-промышленного музея императора Александра II[15].
Результаты перепланировки нашли отражение в чертежах поэтажных планов главного здания Строгановского училища, которые были опубликованы в путеводителе, изданном для участников II Съезда русских зодчих в 1895 году. Там же имеется довольно подробная аннотация с описанием основных помещений корпуса[16].


Генеральный план владения Строгановского училища по состоянию на 1900-е гг.
1-Главный корпус; 2-Корпус квартир и канцелярии Совета Торговли и Мануфактур;
            3-Левый флигель с магазином (реконструирован Ф. О. Шехтелем в 1904 г.);
            4- Каретный сарай

Кардинальной перестройке подвергся главный фасад корпуса, хотя реконструкция была выполнена с максимальным использованием прежней архитектуры. С.У.Соловьёв демонтировал обветшавший портик, открыв фасадную стену центрального ризалита. Вместо прежнего классического фронтона композицию увенчал массивный карниз с балюстрадой, продолживший белокаменные карнизы крыльев здания, сохранившиеся от первоначального фасада дома Воронцовых. Были растёсаны оконные проёмы - с тем, чтобы обеспечить лучшее естественное освещение рисовальных классов и мастерских. Однако для пяти окон актового зала было сделано исключение: они сохранили первоначальные размеры и пропорции и получили ордерную обработку, благодаря чему второй этаж приобрёл вид наиболее репрезентативного и значимого. Сохранена была также аркада первого этажа, четыре пролёта которой были застеклены, а в среднем устроили вход в здание.  
Соловьёвым был создан новый образ здания - как «дворца искусств». Такая образная интерпретация, определявшая выбор стилистики обработки фасада и специфический репертуар декоративных форм, была характерна для учебных и музейных зданий второй половины XIX века. Тон в этом направлении задавала Европа, где строительство музеев приняло в этот период небывалый размах. В России же музейная архитектура первоначально развивалась в контексте национально-самобытного стиля (первые отечественные музеи, такие как Политехнический или Исторический, собственно и создавались в подтверждение самобытного характера русской истории и культуры). Однако в 1880-е годы ситуация меняется, и архитектура музейных зданий получает «интернациональную» направленность, реализуясь в формах неоренессанса и необарокко (или стиля боз-ар[17]). Ярчайшим примером этого стало построенное М.Е.Месмахером в Петербурге здание Музея Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица (1885 - 1895). Его фасад не только поражает богатством пластической декорации, но и содержит идейно-художественную программу «храма искусств»: на аттике помещены барельефные портреты и имена мастеров прошлого, являющие собой своеобразный «пантеон» классического искусства. Новый фасад главного корпуса Строгановского училища всецело находится в русле этой тенденции. Безусловно, С.У.Соловьёв принимал во внимание опыт М.Е.Месмахера, хотя и не мог использовать его в полной мере: в отличие от петербургского коллеги, Сергей Устинович не возводил новое музейное здание, а должен был считаться с уже существующей архитектурой и необходимостью размещения в первую очередь учебных классов и мастерских, и лишь во вторую – музея. Это понятным образом ограничивало его творческую свободу.



Главный корпус Строгановского училища. Фото начала ХХ в. Музей Московской архитектурной школы


Рафаэль Санти. Фасад палаццо Бранконио дель Аквила в Риме, 1518 - 1519 гг. С чертежа Pietro Ferrerio, 1655 г.



А. Тиде. Фасад здания Естественно-исторического музея в Берлине, 1883 - 1888 гг.


М. Е. Месмахер. Фасад здания Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица в С.-Петербурге. 


Сложностей с поиском прообразов для нового фасада у С.У.Соловьёва не возникло. Фасады и планы новейших зарубежных сооружений регулярно публиковались в архитектурной периодике. Кроме того, многие из них С.У.Соловьёв мог видеть во время пенсионерской поездки по Европе. Общая композиция спроектированного им фасада Строгановского училища напоминает архитектуру Политехникума в Дрездене (арх. Р. Гейн, 1872 - 1875). Скорее всего, С.У.Соловьёв видел это здание в натуре, посещая Германию в 1884 году (одна из мировых столиц искусства с замечательной коллекцией старой живописи и архитектурными памятниками XVIII столетия не могла не войти в маршрут выпускника Академии). Другим ориентиром для С.У.Соловьёва, скорее всего, послужило здание Естественно-исторического музея в Берлине, построенное Августом Тиде в 1883 - 1888 годах, откуда почерпнут мотив аркады с медальонами в обработке первого этажа. Резонно считать, что С.У.Соловьёв, усвоивший от своего учителя К.М.Быковского влюблённость в итальянскую архитектуру, не ограничился изучением германских интерпретаций ренессансных образцов, а обратился к первоисточникам. На это, в частности, указывают черты сходства центральной части реконструированного фасада Строгановского училища с гравированным чертежом фасада построенного по проекту Рафаэля римского палаццо Бранконио дель Аквила (1518 - 1519, не сохранился). Вместе с тем, С.У.Соловьёв не стремится к репликации конкретного памятника или к воссозданию стилистики того или иного этапа ренессансной архитектуры. Он создаёт собственное неповторимое произведение, сплавляя воедино целый ряд возможных источников.
Особого внимания заслуживает декоративное решение реконструированного фасада. Майоликовый портал входа воспроизводит каменные образцы, характерные для исторических зданий Флоренции XIII - XV веков. Формы флорентийской архитектуры обрели во второй половине XIX века особенную привлекательность в контексте идеи сохранения исторического наследия и музеефикации прославленного города. В 1883 году антикваром Стефано Бардини был выстроен палаццо в духе Проторенессанса с использованием материалов средневековых флорентийских построек, снесённых в ходе создания Площади Республики в 1860-х годах[18]. Остановившись во Флоренции как пенсионер Академии в течении зимы 1885 - 1886 годов, С.У.Соловьёв, безусловно, не мог обойти вниманием эту флорентийскую достопримечательность. В Музее Бардини само здание, «инкрустированное» подлинными средневековыми деталями, должно было произвести сильное впечатление на него как на приверженца историзма. Видимо, это впечатление воплотилось в первой же самостоятельной работе архитектора - как идея включения в структуру фасада Строгановского училища различных по стилистике декоративных элементов.  
Портал, как и барельефные портреты, и несохранившиеся вазы в нишах третьего этажа, и полихромные панно с мотивами римских гротесков, исполненные в Керамической мастерской Строгановского училища[19], составили главному корпусу славу одного из красивейших зданий Москвы. Замечательные декоративные качества майолики оставались невостребованными в архитектуре на протяжении почти двух столетий. «Возрождение» архитектурно-декоративной керамики началось в контексте реставрационных работ середины и второй половины XIX века (Ф.Ф.Рихтер), затем оно затронуло архитектурно-художественную практику русского стиля (Н.В.Султанов, Н.И.Поздеев и др.). Однако перспективы широкого внедрения керамического декора в современную архитектуру осознавались лишь отдельными энтузиастами. К числу таковых относился и Директор училища Ф.Ф.Львов, с особым вниманием относившийся к Керамической мастерской.
В соответствии с общей стилистикой нового фасада, авторы майоликового убранства Строгановского училища опирались в своём творчестве не на национальную традицию ценинного дела, а на опыт Флоренции эпохи Ренессанса, связанный с деятельностью семьи делла Роббиа. Неслучайно профиль основателя династии Луки делла Роббиа украшает портал, наряду с портретом Рафаэля Санти, тогда как остальные мастера прошлого представлены на этой «скрижали искусства» лишь именами: Николо Пизано, Леонардо да Винчи, Лоренцо Гиберти, Якопо Сансовино, Якопо делла Кверча, Донато Браманте, Джулио Романо, Бернардино Луини, Альбрехт Дюрер, Андре Ленотр, Жан Гужон и Жан Берже.    
Текст является органичным элементом декоративной системы фасада: под окнами третьего этажа располагалось вытянутое в горизонталь майоликовое панно с надписью «СТРОГАНОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ» (в советские годы заменена на «АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ»); по сторонам от неё римскими цифрами «MDCCCLX» (1860) и «MDCCCXCII» (1892) обозначены соответственно даты основания Строгановского училища технического рисования[20] и  завершения реконструкции главного корпуса. Над порталом входа располагалась ныне утраченная надпись «МУЗЕЙ».
Итогом коллективной работы над фасадом стал монументально-декоративный ансамбль, отмеченный глубоким синтезом архитектуры и декоративного искусства. Облик главного корпуса Строгановского училища, возникший в результате реконструкции 1890 - 1892 годов, в целом сохранился до настоящего времени. Перестройки, относящиеся уже к периоду размещения в здании Архитектурного института, к счастью, не затронули уличного фасада и не исказили силуэт здания при восприятии с Рождественки[21].       
Наряду с главным корпусом в те же годы был реконструирован и каретный сарай, который после разделения участка в 1890 году оказался на границе с владением Третьяковых[22]. Это здание было перепланировано по проекту С.У.Соловьёва. Чертёж этой перепланировки с подписью Сергея Устиновича, обнаруженный не так давно в архиве[23], является уникальным документом интересующей нас реконструкции комплекса на Рождественке.  
Строения, располагавшиеся в правой части участка - правый флигель и небольшая постройка на углу Рождественки и Сандуновского переулка, были снесены, а на их месте возведён новый трёхэтажный корпус, в котором разместились канцелярия и квартиры служащих Строгановского училища, а также московский Совет Торговли и Мануфактур[24]. Это здание стало первой постройкой Соловьёва-архитектора. Оно визуально зафиксировало угол Рождественки и Сандуновского переулка и придало комплексу новый масштаб пропорций. Фасад квартирного корпуса со стороны Рождественки так же, как и главное здание, решён в духе академического неоренессанса, хотя композиционная структура здесь иная: доминантами служат два симметрично расположенных подъезда, третий этаж выделен как парадный, что отразило его функциональное назначение. На третьем этаже помещалась канцелярия Совета Торговли и Мануфактур; на втором - канцелярия училища и квартиры преподавателей; на первом (в полуподвале) - квартиры служащих.  Планировка нового корпуса, сохранившаяся без серьёзных  изменений до наших дней, отличается простотой и функциональностью. Каждая из парадных лестниц сблокирована со служебной; входы служебных лестниц устроены со стороны дворового фасада, который, в отличие от главного, почти не имеет декоративной обработки.
Формирование нового облика комплекса в начале 1890-х годов было завершено перестройкой ограды. Вследствие упразднения колонного портика главного корпуса, отпала надобность в наличии двух ворот для въезда и выезда со двора. С.У.Соловьёв устраивает один въезд по центру композиции, подчёркивая среднюю ось главного корпуса, зафиксированную входным порталом. Как и при перестройке главного корпуса, архитектор стремился здесь  использовать прежние архитектурные детали (в частности, столбы ограды).
Резюмируя, следует отметить, что результатом рассмотренной нами реконструкции стало с одной стороны исчезновение одного из памятников классицистической Москвы, а с другой – рождение нового ансамбля, достойного города и своей эпохи. Располагая лишь частью территории бывшей усадьбы и опираясь на существующую архитектурную ситуацию, С.У.Соловьёв заложил основы уникального ансамбля, формирование которого продолжилось в начале ХХ века[25]. Обладая ярким художественным своеобразием, комплекс на Рождественке являет собой сегодня редчайший для Москвы образец гражданской архитектуры эпохи историзма.               


Примечания:
[1] Архив Музея МГХПА им. С.Г.Строганова, КП7316: «Историческая записка о Строгановском Центральном училище технического рисования и при нём Музее с Высочайше утверждённым Положением и Уставом». С. 1. Проблема нехватки помещений стояла перед учебным заведением, начиная с середины XIX века - с момента, когда основанная в 1825 году графом С.Г.Строгановым Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам получила статус училища. В 1859 году казной был приобретён для училища дом Римского-Корсакова близ Страстного монастыря, но в перспективе это не спасло ситуацию. Принимая во внимание остроту проблемы, можно оценить, сколь велика была удача директора Ф.Ф.Львова, сумевшего добиться передачи руководимому им учебному заведению опустевших Университетских клиник.         
[2] Иванова-Веэн Л.И. Из истории здания Московского архитектурного института. Медико-хирургическая академия - Университетские клиники, 1809 - 1890 гг. // Ежегодник МАРХИ 98/99. М., 2001. С. 161.
[4] В 1885 - 1890 годах для нужд медицинского факультета Московского университета под руководством К.М.Быковского на Девичьем поле был спроектирован и построен современный функциональный комплекс («Клинический городок»).              
[3] РГАЛИ. Ф. 138. Оп. 2. Ед. хр. № 3. Л. 1, 1 об.: [Записка Д.В.Григоровича «О переоборудовании здания хирургической клиники под рисовальную школу, музей и мастерские Строгановского училища»]. Дело ошибочно датировано 1860-ми годами.
[4] На этой территории  вскоре было выстроено здание Торгового дома братьев Третьяковых в русском стиле, по проекту известного зодчего А.С.Каминского.
[5] Архив Музея МГХПА им. С.Г.Строганова, там же.
[6] Подробнее см.: Розанова Т.М. Творчество К.М.Быковского и классицистические тенденции в архитектуре Москвы последней трети XIX в.: Дис… кандидата искусствоведения. М., 2004.
[7] Подробнее о биографии и творческом наследии мастера см.: Печёнкин И.Е. Творчество С.У.Соловьёва в контексте архитектурно-художественной практики Москвы эпохи модерна: Дис… кандидата искусствоведения. М., 2007;
его же. Творчество С.У.Соловьёва и «национальный стиль» в отечественной архитектуре начала ХХ века // Архитектурное наследство. Вып. 50. М., 2009. С.380 - 388.
[8] Краткие очерки орнаментных стилей по Овен-Джонсу, Расине, Де-Комону, Перро и Шинье и пр. Под ред. Ф.Ф.Львова. М., 1889.
[9] Во второй половине 1890 - начале 1900-х годов в состав преподавателей Строгановского училища вошли такие мастера, как Ф.О.Шехтель, Л.Н.Кекушев, И.В.Жолтовский, С.В.Ноаковский, Н.С.Курдюков, Л.М.Брайловский, Ф.Ф.Горностаев и др.
[10] В 1880 году С.У.Соловьёв руководил строительством Торговых рядов Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, возводившегося по проекту М.Т.Преображенского.
[11] Иванова-Веэн Л.И. Из истории здания Московского архитектурного института. Палаты А.П.Волынского - дом И.И.Воронцова, 1731 - 1790 гг. // Ежегодник МАРХИ 97/98. М., 1999. С. 147 - 153.
[12] Иванова-Веэн Л.И. Из истории здания Московского архитектурного института. Медико-хирургическая академия - Университетские клиники, 1809 - 1890 гг. // Ежегодник МАРХИ 98/99. М., 2001. С. 161 - 165.
[13] Первоначальная окраска потолка, построенная на сочетании бордового и зелёного тонов, была обнаружена при ремонтно-восстановительных работах в 2005 году.
[14] Первоначально музей, переехавший на Рождественку с Мясницкой, занял помещения первого этажа слева от центрального вестибюля.
[15] Спутник зодчего по Москве. Под ред. И.П.Машкова. М., 1895. С. 146 - 147, 246.
[16] от фр. beaux-arts (буквально: «изящные искусства») - стилистическое направление французской архитектуры второй половины XIX века, предполагавшее эклектическое сочетание и интерпретацию форм эпохи Ренессанса и барокко. Ярчайшим представителем направления был Ш.Гарнье (здание Оперы в Париже, театр Мариньи, надгробие Ш.Бизе и др.). 
[18] Автор статьи благодарит профессора МГХПА им. С.Г.Строганова К.Н.Гаврилина за ценные сведения по истории музейного дела во Флоренции второй половины XIX - начала XX в. 
[19] Руководителем мастерской был академик М.В.Васильев,  автором барельефных портретов и некоторых других деталей фасада - преподаватель училища скульптор В.С.Бровский. Наряду с Васильевым и Бровским, над фасадом Строгановского училища работал молодой преподаватель Д.П.Сухов, впоследствии - один из крупнейших отечественных архитекторов-реставраторов.  Подробнее см.: Трощинская А.В. Художественная керамика гончарной мастерской Музеума Строгановского училища // «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», 2005, № 11 (32). С. 50.
[20] Имеется в виду дата преобразования основанной графом С. Г. Строгановым в 1825 году Школы рисования в отношении к искусствам и ремёслам в Строгановское училище технического рисования.
[21] В 1960-х годах на месте внутреннего двора между крыльями здания был построен выставочный зал; в 2000 году - надстроена мансарда над центральной частью здания, деликатно скрытая со стороны Рождественки скатом кровли.  
[22] Каретный сарай был построен архитектором Медико-хирургической академии Х.И.Ежовым и, к сожалению, снесён в 2007 году.
[23] РГАЛИ. Ф. 681 (фонд ВХУТЕМАСа). Оп. 2. Ед. хр. № 327. Л. 38.
[24] Левый флигель, оказавшийся на границе участка, был сохранён и реконструирован Ф.О.Шехтелем в 1904 году для размещения ткацкой мастерской и магазина Строгановского училища (Подробнее: Аверина Е.С. Новые архивные материалы о деятельности Ф.О.Шехтеля в Строгановском училище // Ф.О.Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала ХХ веков. М., 1988. С. 65).
[25] Вслед за реконструкцией левого флигеля (см. примечание 24) в 1911 - 1914 годах между главным корпусом и Сандуновским переулком по проекту А.В.Кузнецова будет построен «новый корпус» мастерских Строгановского училища, который окончательно сформирует облик ансамбля. 

Комментарии

Популярные сообщения